Бирсерг пишет:
цитата: |
Еще раз. Возьми книгу Ганина - он честно пишет о кризисе казачества, и о том, что эта проблема занимала многих в то время. От казачих офицеров до ГУКВ. У Уральца проскальзывает желание покрыть казачесто сусальным золотом. А проблемы которые он признает, он считает не относящимся у Уральскому УВ. |
|
Это большой разговор, я право не хочу его начинать, нет времени. Только не надо судить о чем-то по отдельным полемически заостренным фразам и оценкам.
Еще старик Мао говаривал - "не перегнешь, не выправишь". Мои критики как правило пересказывают либо советский, дибо монархический дискурс. Предельно черно-белый по сути.
При этом почему-то императорская армия, которая на парадах выглядела лучше казаков и в которой якобы ничего не пропивали, в 1917 г. позорно рассыпалась. Все, пшик один остался. Государственный институт, опора Империи, в который столько вложили, который династия рассматривала как ключевой - наплевал и на империю, и на династию и на государство. Офицеры (и то далеко не все) - в одну сторону, а солдаты - в другую и третью.
А "казачки", так презираемые офицерской элитой, труднее поддававшиеся бездумной тупой плац-парадной муштре, имевшие больше человеческого достоинства чем призванные в армию крестьяне и мастеровые, стоявшие ближе к земле, к реалиям, жившие своими интересами (а не идеями и прожектами), , тем не менее, хотя и не так плакатно, не как коммунисты в сописовских агитках, не на 100%, но за белое движение и за Россию встали дружнее, чем практически все остальные социальные группы населения. Так кто был больше в кризисе? Как учили - не практика ли есть критерий истины?
...
Про кризис казачества. Кризис был. Но его смысл от многих исследователей, выросших на марксизме, ускользнул. Они за деревьями не видят леса.
Да и каждый кризис - это не только упадок, это (если верить диалектике) - момент кристаллизации нового.
Про реальный кризис казачества к 1917 г. рассказывать надо очень долго. Ей Богу даже в статье этого не раскрыть. В 18-м веке вольное казачество (Дон, Терек, Яик и запорожцы, переселенные на Кубань), представлявшие из себя свободные колонизационные фермерско-промысловые сообщества (из таких и выросла значительная часть нынешних США), а в политическом смысле - вассальные России квазигосударства, были после долгого периода борьбы и компромиссов подчинены и закрепощены Россией. В силу целого ряда причин закрепощены они по особому - в целом как военно-служилые общины-сословия.
Впервые правовой статус казачества был затронут в Уложении 1649 г. и грамота к Ю.Хмельницкому 1659 г. Новая попытка кодификации связана с программой реформ и деятельностью Уложенной комиссии при Екатерине в 1767 – 1768 гг. Снова решение об определении правовых границ казачества как единого сословия не принято. Создается впечатление, что феодально-абсолютистское государство никак не может вписать казачество в свою сословно-классовую структуру. Несколько раз пытаются, и бросают. Оно существует где-то параллельно, на периферии. Оно не укладывается в существующие в российском обществе в 18-м и 19-м вв. социальные границы между социальными группами. Крестьянство – но свободное, не дворянство, но вооружено и военизировано (подрывая монополию феодального класса и государственной машины принуждения на оружие), обладает определенным иммунитетом.
Впервые казачество названо "сословием" лишь в собрании законодательства Сперанского. В ПСЗРИ четко выделялись, в соответствии с их правовым статусом (то есть объемом прав и обязанностей), 7 основных сословий населения страны – дворяне, духовенство, мещане (городские обыватели), крестьяне, инородцы, иностранцы (лица, постоянно проживающие в России, сейчас бы их назвали "лица без гражданства") и финны (Великое княжество Финляндское пользовалось специальной автономией).
Внутри каждого сословия отмечались особые группы, так, дворянство подразделялось на потомственное и личное, мещане – на гильдейское купечество, почетных граждан и простых городских обывателей и т.д.
Казачество включалось как особая, 7-я группа в крестьянское сословие. Казалось бы, здесь все просто и ясно.
Однако имеются ряд противоречий как формально-юридического, так и содержательного характера.
Первое. Если "сословие" - социальная группа, выделяемая именно по своему особому правовому статусу, то должны существовать четкие, поддающиеся правовому обоснованию критерии ее границ. Получается, что казачество – и, с одной стороны, крестьянское сословие, и сложная социальная группа, с другой. Внутри казачества имеются те же сословия, что и в остальном российском обществе – как минимум, свое дворянство (офицерство и чиновничество), духовенство, купечество (гильдейское и внегильдейское), крестьянство (рядовое казачество), наконец, лица свободных профессий, освобожденные от казачьих повинностей по правам образования. Принадлежность одновременно к двум и более сословиям ставит под сомнение верность методологического выделения этих самых сословий. Доказательство "несословности" казачества – их противопоставление юридической группе "иногородних" (в которой – все сословия). Открою еще один маленький секрет - в РИ никогда не было единого казачьего сословия. Так донской казак не мог ни перейти в уральские казаки по своему усмотрению, ни претендовать на уральское войсковое имущество. В правовм смысле на Урале он тоже был "иногородним".
Второе. Все сословия по ПСЗРИ делились на 2 большие группы по "правам состояния" – "неподатные" (дворянство, духовенство, казачество), не платящие подушную подать, и "податные" (крестьянство, мещане). Подушная подать с крестьян и дворовых людей, с присоединенной к ней оброчной податью с государственных крестьян и однодворцев, податью с купеческих гильдий и посадских жителей (мещан), введенная Петром I, четко разделила население страны на "податные" и привилегированные "неподатные" сословия. Единственное исключение было сделано для Финляндии и некоторых категорий инородцев, которые также не платили подушную подать.
Прямое налогообложение категорий населения – следствия включения их в "тягло", то есть феодальную повинность. Подушная подать – форма феодальной эксплуатации, поэтапно отмененная к 1886 г. лишь с ликвидацией в России крепостного права.
Так вот, казаки, хотя и "неподатные", включены в особое феодальное "военное тягло" - они закрепощены скорее как какая-то этническая группа и обязаны несением военной повинности. Это своего рода, "внутренняя Финляндия".
Реформы 60-70-х гг,. хотя и сняли с казачества целый ряд крепостнических органичений, саму систему до конца не разрушили. Начался период сидения на 2-х стульях. С одной стороны в Войсках возникает общественное и хозяйственное самоуправление (так в Уральском войске был создан прообраз местного парламента - избираемый Войсковой сьезд, причем его он был всесословный, в отличии от земского самоуправления), с другой - оставались рудименты военного закрепощения и контроля за Войсками со стороны военных властей.
Так вот, кризис казачества проистекал из примерно того же основания, что и кризис крестьянства после 1861 г. Государство пыталось затормозить процессы социального расслоения, вызревания новых капиталистических отношений, развитие самоуправления вне военно-сословных целей и задач.
У уральцев например в некоторых станицах процент применения наемного труда в с-х-ве достигал очень серьезного уровня.Так, по данным подворной переписи Н.А. Бородина, например в уральской Благодарновской станице 31% хозяйств постоянно (а не сезонно) использовали наемный труд. Ускорение развития аграрного казачьего капитализма разгонял и имущественную дифференциацию.
Если отбросить все позднейшие идеологическо-пропагандистские штампы, то казачество в конце 19-го и начале 20-го вв становилось особым вариантом симбиоза частнофермерского хозяйства и общественного войскового контроля над ним. А в территориальном смысле - самоуправляющимися регионами. При этом казачья модель была гораздо более артикулирована и эффективна, чем земская.
Вопрос о юридической природе русского вообще и казачьего в частности общинного права составляет предмет спора в русской литературе. Тут мне ближе позиция Кавелина - община есть юридическое лицо особого рода. Казачество, ввиду определенных целей, признали единым субъектом права – "сословием", а на деле - сходным с юридическим лицом. Войско превратилось в юридическое лицо с элементами учреждения.
В отношении крестьянской общины у власти возобладал взгляд на общинную собственность как на временную форму, переходную к индивидуальной собственности, что было закреплено Законом 14 июня 1910 года. В отношении казачьей общины - наоборот, заметен запрет права выдела, усиление тенденции развития ее как особого юридического лица (корпорации). Такая программа формирования капиталистических структур из более архаичных мелких крестьянских, форма государственно-частной модернизации, возможно стала бы более сбалансированной, чем крен как в стихию частного хозяйства, так и в большевистскую коллективизацию.
Понятно, что при таком развитии выкачивание из казачества ресурсов для военной службы становилось тормозом его развития.
На казаках лежала усиленная воинская повинность –в мирное время количество ежегодно призываемых на военную службу казаков в 3 раза превышало количество призывников от остального населения в процентном соотношении. Необходимо отметить, что и при выходе на льготу казаки были обязаны нести значительные расходы и затраты своего времени.
Уралец полковник С.А.Щепихин писал, конечно не без перегиба и полемичности: "...казаки тем самым взвалили на свои плечи тяжкое, самое тягчайшее для мирного труженика, бремя военных обязательств. С течением времени военная техника столь усложнилась, а вольности казаков столь упростились и смысл их становился столь сомнительным, что казаки уразумели на практике всю нелепицу военнообязательских своих отношений к государству. Последнее также облегченно понимало эти средневековые взаимоотношения: ведь не могли же казаки, обязанные выходить «в поле» конны и оружны, обзаводиться скорострельным оружием; даже к холодному оружию, а также и снаряжению, предъявлены были столь высокие требования, что казаку стало не под силу справлять самому... "
В общем, сидеть на 2-х стульях дальше было нельзя. Надо было безусловно использовать военный потенциал казачества, но менять систему, переходить к более современным ее вариантам. Надо было не расказачивать казаков насильственно, а понять - что их земля есть уже их давно выслуженная собственность (такая же как частная земля бывших помещьчьих крестьян), а не форма натурального пожалования за тяжелую службу. Надо было искать новые способы использования казаков. Такие, которые бы компенсировали недостатки казаков с одной стороны - их же бесспорными достоинствами с другой.
Военное министерство так и не обеспокоилось проблемами казачества, ограничиваясь полумерами. Например, перед началом ПМВ фактический некомплект офицеров Уральского войска составлял около 30% от их штатов военного времени.
Впрочем, тема большая... на сем хотел бы закруглиться...
"Если у тебя есть фонтан - заткни его" (с) К.Прутков.