On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
В связи с полной деградацией посетителей Свинарник закрывается... Увы...

АвторСообщение



Сообщение: 16
Настроение: Всем чучхеть!
Зарегистрирован: 30.01.12
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.12 16:28. Заголовок: Крысы и история


Тайны Артиллерийского музея
Чиновники закрывают доступ к историческим раритетам
2012-02-03
Александр Борисович Широкорад - историк.

Первый музей в России открыл Петр Великий. Чтобы привлечь людей в Кунсткамеру, Петр приказал сделать вход бесплатным и даже угощать посетителей водкой, дам – венгерским, а на закуску выдавать бутерброд. Непьющим наливали чай и кофе. На эти цели царь выделял 400 рублей в год – сумма по тем временам немаленькая. Посетителей музеев продолжали поить бесплатно водкой и в царствование Анны Иоанновны.
Большевики водкой не поили, но при советской власти вход во все центральные военные музеи оставили бесплатным.
В дореволюционной литературе хранитель музея представал добрым старичком, который с удовольствием рассказывал заинтересованным посетителям обо всех экспонатах музея. Иных случаев не описано.

ИСТОРИЯ ОПТОМ И В РОЗНИЦУ
В 1990-х годах Ельцин, якобы для материальной поддержки музеев, дал им право первой публикации о предметах, находящихся в экспозиции и фондах музея. Слово «музей» в переводе с греческого означает «храм музы». Так в наших храмах появились торгаши. Многие сотрудники музеев Москвы и Петербурга вполне резонно восприняли это как «добро» на приватизацию имущества музеев. Скажите на милость, с какой стати старший научный сотрудник музея капитан Копейкин будет выставлять в экспозицию раритет? Ему куда выгоднее мариновать его в фондах и делать на этом бизнес. То он напишет статью или книгу о раритете (гонорар, естественно, ему, а не музею), то будет потихоньку водить в фонды VIP-персон. А крупные чиновники и бизнесмены в душе мальчишки, и с удовольствием будут рассказывать в своей компании: «А вот только мне показали, и даже дали подержать…» Так что «борзыми щенками» Копейкин зарабатывает гораздо больше, нежели публикациями.

Дмитрий Медведев поставил задачу по возврату незаконно отчужденного недвижимого имущества ДОСААФ России
Повторяю, речь идет только о нескольких столичных музеях. Музейные работники в провинции в подавляющем большинстве своем подвижники, бережно хранящие историю Отечества. Я уже писал об отличных экспозициях военной техники, собранных в Саратове, Тольятти и других городах. А вот еще пример – музей знаменитого путешественника Пржевальского, открытый осенью 2011 года после многолетнего ремонта, а точнее – забвения – в маленьком поселке Пржевальское Смоленской области. Там научные сотрудники, получающие всего 4 тыс. руб., собрали великолепную экспозицию.
А в столичных музеях теперь пытаются предъявлять претензии к авторам фотографий музейных экспонатов или даже стоящих рядом с музеем объектов. Иллюстрировал человек детскую книжку шапкой Мономаха или Царь-пушкой – плати бабки музею.
Еще раз напоминаю, что гонорар авторов исторических книг объемом 250–400 страниц составляет в московских издательствах от 5 до 35 тыс. руб. Так что помимо написания книг навязывать автору переписку с музеем и выплату сумм, сопоставимых или превышающих гонорар, просто нереально, поэтому нечего нашим детям и внукам видеть в книжке картинку оных шапки и пушки.

ПРИЦЕЛЬНО НЕ СМОТРЕТЬ
От трагического до смешного один шаг. В ряде музеев уже повесили забавное объявление: «Прицельная фотосъемка запрещена». Итак, посетитель, честно заплативший за фотосъемку, но нажавший кнопку зума, то есть увеличения, становится преступником.
Это не абстрактные проблемы. Взять, например, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Вот мы покупаем билеты и входим во двор музея. Глаза разбегаются от десятков пушек, самоходных установок, инженерных машин, ракет всех классов. Но подойти к ним невозможно. Ходить можно по двору по трем дорожкам, огороженным невысоким заборчиком. Шаг влево, шаг вправо считается преступлением, но пока не карается расстрелом. Зато схлопотать дубинкой вполне можно. До каких-то экспонатов во дворе 3–4 метра, а до каких-то – 50. Многие экспонаты загораживают друг друга. Надо ли говорить, что подобная экспозиция не особенно нравится ни школьникам, ни специалистам. Фото и характеристики образцов выставленных во дворе изделий они найдут в Интернете или специальных изданиях, но в музей, вероятно, уже не придут.

Между тем во дворе есть уникальные орудия, о которых нет или почти нет информации в Интернете или книгах. Вот, к примеру, уникальное орудие «мортир-канон». Русский секрет середины XVIII века. Орудие с бикалиберным стволом, способное стрелять 76-мм ядрами и 152-мм бомбами. Оно лежит за забором дулом к стене. Я согрешил, перелез через забор, но дуло забито деревянной пробкой: нечего смотреть на секретный бикалиберный канал. То же самое с уникальной турецкой дульнозарядной пушкой второй половины XIX века. У нее три нареза специфической системы. В России больше нет ни одной такой пушки, а может – и в мире.
Тут же целое поле из десятков, если не сотен брошенных во дворе стволов русских и иностранных орудий XV–XIX веков. Никаких табличек с надписями. Орудия действительно уникальные – некоторые с прямоугольным сечением ствола, двуствольные, с яйцевидной казенной частью. Очевидно, что у него какая-то уникальная камора. А вот китайская казнозарядная пушка с какой-то невиданной системой затвора. Ее «приватизировали» в Пекине в 1900 году наши генералы, а сейчас – кто-то из сотрудников музея. Подойти к «орудийному полю» невозможно.
В 2008 году я решил схитрить, нашел сотрудника музея, который якобы знает, что за орудия хранятся в музее. Предложил ему оплатить без кассы дорогостоящую экскурсию, чтобы он за 20 минут ответил на мои вопросы об этих орудиях, или просто, ничего не делая, показал мне карточки-формуляры. За показ одного (!) формуляра, то есть трех строчек – название, калибр, вес, длина, место и время отливки – он запросил 5 тыс. руб.

...И НЕ ЧИТАТЬ
Может быть, об экспонатах можно узнать в каталоге музея? Но хорошие каталоги издавались до революции, в XIX веке, а после революции, в 1961 году, издали два скромненьких и обладающих массой недостатков каталога – один по орудиям, другой по боеприпасам, причем только отечественной артиллерии. С тех пор прошло полвека – и больше ни одного каталога. Лишь в 2009 году был выпущен двухтомник Сергея Ефимова и Сергея Рымши «Оружие Западной Европы XV–XVII вв.», который стоит свыше 4 тыс. руб. Однако это не каталог, а лишь кусочки информации, и если говорить об артиллерии, то описаны не более 5–10% из того, что хранится в фондах. Да и описания кот наплакал: «Ствол 520-мм железнокованой казнозарядной бомбарды. Длина ствола – 59 см, длина приставной каморы – 96 см, толщина стенок – 10,5 см. Западная Европа. XV – начало XVI в.».
Орудие интересное, в других российских музеях таких нет. Но изюминка бомбард и мортир – это форма канала и каморы, однако о них не написано ни слова. Самое важное для таких раритетов, как они попали в музей. И об этом тоже ни слова. С описанием других образцов артсистем дела не лучше. Лишь в редких случаях говорится об истории появления образца в музее.

В Артиллерийском музее уже около 30 лет закрыт зал истории артиллерии периода 1917–1941 годов. Таким образом, артиллерия, находящаяся на вооружении наших войск во время Гражданской войны, войны в Испании, событий на Халхин-Голе, у озера Хасан, создание новой артиллерии в 1930-х годах – все это в экспозиции не отражено.
Не пора ли понять, что сокрытие сотрудниками военных музеев опытных образцов орудий и снарядов XX века зачастую равноценно их уничтожению. Знаю по опыту, когда хорошее фото неизвестного ранее образца попадает в руки опытного историка, тот изучает его, советуется с коллегами, а затем публикует статью, на которую обязательно появляются отклики. Один ветеран рассказывает о своем участии в испытаниях системы, другой – приглашает в гости посмотреть сохраненную им давно списанную документацию. И, о чудо, там полный комплект описаний изделия. Через 10–15 лет историкам уже некому будет помогать в отыскании этой уникальной документации. И пушка, я уж не говорю о снаряде или отдельном казеннике, превратится в подвале музея в кусок железа неопределенного назначения.
Спору нет, музеи эпизодически публикуют материалы о своих экспонатах. Но давайте посчитаем, о скольких экспонатах опубликовано за 10 лет Артиллерийским музеем и сколько их хранится в фондах, сколько лет еще потребуется музею, чтобы рассказать о всех своих раритетах.

ПАМЯТНИК ГЛАВНОМУ АРТИЛЛЕРИСТУ
Сейчас руководство Артмузея занято очень важным делом – установкой во дворе памятника великому князю Михаилу Николаевичу. Он был генерал-фельдцейхмейстером, то есть главным начальником русской артиллерии. В 16-м томе «Военной энциклопедии», выпущенной в 1914 году, написано, что великий князь Михаил Николаевич в 1852 году в возрасте 19 лет был назначен отцом на должность генерал-фельдцейхмейстера, а в 1862-м – по совместительству назначен еще и наместником императора на Кавказе. Михаил Николаевич немедленно укатил в Тифлис, где и пребывал до 14 июня 1881 года. Именно оттуда генерал-фельдцейхмейстер 20 лет руководил отечественной артиллерией (замечу, что телефона и телеграфа на Кавказе тогда еще не было). Избранный им способ начальствования над российской артиллерией – это своего рода образец шедевра отечественной системы управления. Ну а с середины 80-х годов XIX века и до самой смерти 5 декабря 1909 года Михаил Николаевич большую часть времени проводил в Париже и на Лазурном берегу. Оттуда руководить артиллерией было гораздо удобнее – телеграф работал великолепно.

Может быть, я несправедлив к Артмузею и перечисленные недостатки свойственны всем военным музеям во всех странах? В сентябре 2010 года я два дня провел в военном музее в Стамбуле. Артиллерийских орудий в его экспозиции во много раз больше, чем в экспозиции нашего Артмузея. При этом все без исключения артсистемы в залах и во дворе поставлены так, что их легко рассмотреть со всех сторон и даже потрогать. Снимать и обмерять орудия мне никто не мешал. Кстати, за съемку денег не брали. Все орудия и иные экспонаты снабжены табличками с кратким описанием, а некоторые экспонаты – с очень подробным. Есть даже зал корейской войны, где экспонируются многочисленные орудия, пулеметы и другое вооружение, хотя участие Турции в этом конфликте было более чем скромным.
У входа в здание музея – киоск, где продается несколько десятков подробных и хорошо иллюстрированных каталогов. Естественно, некоторые каталоги по артиллерийской части я купил, но до сих пор жалею, что не все. Я не заметил ни одной временной выставки в военном музее. Его научные сотрудники просто хорошо выполняют свою работу, а не устраивают кампанейщину с выставками.

ИСЧЕЗНУВШАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ
У турецкого военного музея нет секретных объектов, а у нашего Артмузея – есть. Речь идет о заднем дворе Артмузея, который по своей площади существенно превышает парадный двор экспозиции. С незапамятных времен там хранились уникальные российские и иностранные артсистемы. Так, в 1970-х годах там буквально впритирку стояли сотни самых разных артсистем. Они могли бы составить большую экспозицию для дюжины областных военных музеев.
Держу пари, о любой из артсистем, складированных на заднем дворе, я могу написать статью, а то и книгу. Например, о 57-мм береговой пушке Норденфельда. До сих пор сохранись бетонные установки для них в фортах Кронштадта, Севастополя и других береговых крепостей. Но, увы, в мире осталась только одна пушка, находится во Владивостоке.
Или о 220-мм французской мортире. В 1939–1945 годах они состояли на вооружении французской и польской армий, вермахта и Красной армии. А сейчас в наших музеях нет ни одной 220-мм мортиры, как и орудий на лафетах, у которых высота цапф изменяется чуть ли не в два раза. Полный перечень орудий заднего двора Артмузея занял бы не одну страницу.
Руководство музея бдительно охраняло с собаками и милицией секретную зону за глухим забором. Тем не менее один мой приятель «по блату» сумел проникнуть в зону и отснять несколько пленок, большую часть которых он презентовал мне. Так что вещественные доказательства налицо. Дело в том, что несколько лет назад эти артсистемы, стоимость которых сейчас бы оценивалась очень высоко, бесследно исчезли. Куда делись сотни орудий: украдены, утилизированы, укрыты в секретных хранилищах? К кому обратиться по поводу исчезновения бесценных раритетов отечественной и мировой истории – к руководству музея? в прокуратуру? в Государственную Думу?

Подробнее: http://nvo.ng.ru/realty/2012-02-03/4_artilleria.html

"Пусть у них пиво встанет раком". (мое) Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 5 [только новые]





Сообщение: 3357
Зарегистрирован: 11.06.11
Откуда: Край москитов и мохито
Репутация: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.12 17:19. Заголовок: Уралец пишет: там ..


Уралец пишет:

 цитата:
там буквально впритирку стояли сотни самых разных артсистем. Они могли бы составить большую экспозицию для дюжины областных военных музеев.
Держу пари, о любой из артсистем, складированных на заднем дворе, я могу написать статью, а то и книгу. Например, о 57-мм береговой пушке Норденфельда. До сих пор сохранись бетонные установки для них в фортах Кронштадта, Севастополя и других береговых крепостей. Но, увы, в мире осталась только одна пушка, находится во Владивостоке.
Или о 220-мм французской мортире. В 1939–1945 годах они состояли на вооружении французской и польской армий, вермахта и Красной армии. А сейчас в наших музеях нет ни одной 220-мм мортиры, как и орудий на лафетах, у которых высота цапф изменяется чуть ли не в два раза. Полный перечень орудий заднего двора Артмузея занял бы не одну страницу.
Руководство музея бдительно охраняло с собаками и милицией секретную зону за глухим забором. Тем не менее один мой приятель «по блату» сумел проникнуть в зону и отснять несколько пленок, большую часть которых он презентовал мне. Так что вещественные доказательства налицо. Дело в том, что несколько лет назад эти артсистемы, стоимость которых сейчас бы оценивалась очень высоко, бесследно исчезли. Куда делись сотни орудий: украдены, утилизированы, укрыты в секретных хранилищах? К кому обратиться по поводу исчезновения бесценных раритетов отечественной и мировой истории – к руководству музея? в прокуратуру? в Государственную Думу?



Ушли на Запад в частные коллекции под видом металлолома? Вполне возможно.

"Я извлек из выпивки больше, чем выпивка из меня". (С)
Уинстон Черчилль
Coffee tastes better if the latrines are dug downstream from the encampment. -U.S. Army Field Regulations, 1861
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 20
Настроение: Меланхоличное
Зарегистрирован: 26.01.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.02.12 09:52. Заголовок: В Артмузее есть уник..


В Артмузее есть уникальный шлем - откуда он взялся не ясно но это одно из немногих реальных боевых оголовий 14 века найденное на территории европейской части Российской империи, хотя сам шлем отдаёт турчиной...
Да и другая русская-европейская "средневековячка" там весьмаа интересная есть.
Где то у меня ссылка была на ЖЖ, где расписывались некоторые артсистемы что стоят во дворе музея, надо?

Сколько фотографий вам надо для счастья?

Борисыч Все фотографии профильных архивов, музеев и частных коллекций в свободном доступе, 600dpi.......
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 15608
Зарегистрирован: 12.11.08
Откуда: Россия, Е-бург
Репутация: 12

Награды:
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.02.12 10:15. Заголовок: согласен - музей пр..


согласен - музей производит убогое впечатление в своей организации...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 21
Настроение: Меланхоличное
Зарегистрирован: 26.01.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.02.12 10:42. Заголовок: http://warhistory.li..

Сколько фотографий вам надо для счастья?

Борисыч Все фотографии профильных архивов, музеев и частных коллекций в свободном доступе, 600dpi.......
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.12 18:54. Заголовок: Уралец пишет: ..


Уралец пишет:

 цитата:
Но хорошие каталоги издавались до революции, в XIX веке, а после революции, в 1961 году, издали два скромненьких и обладающих массой недостатков каталога – один по орудиям, другой по боеприпасам, причем только отечественной артиллерии.


Вышенков В.П., Маковская Л.К., Сидоренко Е.Г. Каталог материальной части отечественной артиллерии / Каталоги Артиллерийского исторического музея / под общей редакцией А.А. Бумагина / Л. 1961 - http://www.reenactor.ru/lofiversion/index.php/t69829.html

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 14
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет