Отправлено: 23.08.10 11:26. Заголовок: Принципы строительства ВМС 21 века
Принципы строительства ВМС
Окончание эпохи конфронтации в мире привело уже в последнем десятилетии XX века к существенному сокращению корабельных составов, арсеналов вооружения, численности персонала и инфраструктуры ВМС в целом. Сократились объемы военного кораблестроения, проектных, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ. Идет целенаправленная работа по формированию типажа перспективных кораблей и оптимизации их элементов применительно к задачам флота и условиям их функционирования в XXI веке.
Формируя будущие корабельные составы военно-морских сил, исходят, в основном, из следующих принципов:
1. Эпоха холодной войны, для которой было характерно противостояние двух крупных военных потенциалов, сменяется в XXI веке ориентацией на партнерство и военно-техническое сотрудничество по обеспечению прочного и всеобъемлющего мира на принципах демократии и коллективной безопасности.
2. Военно-морские силы не ориентируются на ведение крупномасштабных морских операций с задействованием больших корабельных группировок.
3. Малая вероятность в прошлом крупномасштабных конфликтов с непосредственным привлечением боевых кораблей и непосредственным использованием ими оружия (что подтверждается 55-летней послевоенной мировой практикой) сменяется достаточно высокой вероятностью боевого использования кораблей в локальных конфликтах. Поэтому применение по ним оружия переходит в совершенно реальную плоскость.
4. Характерная для второй половины ХХ века гонка вооружений, невзирая на затраты, трансформируется в XXI веке в идеологию обеспечения разумного уровня оборонной достаточности при возможно более низких затратах ресурсов.
5. Отказ от жёсткого противостояния предполагает всё большую возможность планировать развитие кораблестроения и вооружения в спокойной обстоятельной обстановке, оптимизируя на длительную перспективу программы военного кораблестроения, соотношение морских стратегических сил и сил общего назначения и обеспечивая разумное сочетание боевых и вспомогательных (обеспечивающих) сил и средств и требуемую береговую инфраструктуру.
Перечисленные основные принципы строительства ВМС характерны для многих стран. Они в значительной мере меняют устоявшиеся традиции.
Изменившиеся условия строительства военно-морских сил требуют значительного расширения круга научных исследований, в первую очередь, поисковых работ по обоснованию программ вооружения и облика перспективных кораблей, увеличения вариантности возможных решений, более полного использования методологии оптимизации по критерию "стоимость - эффективность".
Общие требования к перспективным кораблям. Пути их реализации
Новый круг задач и изменившиеся принципы строительства военно-морских сил по-зволяют сформулировать общие требования к перспективным кораблям. Наиболее важными из них являются:
многофункциональность корабля в целом; универсальность оружия и радиоэлектронных систем; высокий уровень скрытности по физическим полям; повышенная стойкость и живучесть при поражении различными видами боеприпасов; максимальная совместимость с кораблями ВМС других стран в обеспечение взаимодействия в операциях; высокая степень экологической безопасности; улучшенные условия обитаемости; высокий уровень эргономичности обслуживаемой техники. Требование по многофункциональности кораблей диктуется ограниченностью численности корабельного состава флотов в будущем и разнообразием задач, стоящих перед кораблями. Это качество корабля обеспечивается, прежде всего, универсальностью его вооружения и, в частности, использования пусковых установок вертикального старта (VLS), предназначаемых для запуска ракет разных типов для поражения морских (надводных и подводных, включая малоразмерные), воздушных и береговых целей. В их числе - высокоточные ракеты для поражения наземных целей с минимальным ущербом для расположенных поблизости объектов и гражданского населения.
Максимальная универсальность должна быть придана и радиоэлектронным системам обнаружения и целеуказания, что повысит эффективность управления огнем и снизит затраты на эти системы.
Высокий уровень защищенности надводных кораблей обеспечивается применением на кораблях архитектуры STEALTH в сочетании с высокоэффективным комплексом средств радиоэлектронного противодействия. Уровень защищенности подводных лодок определяется надлежащими мероприятиями по снижению акустического и других полей корабля.
Требования по обеспечению стойкости и живучести корабля должны гарантировать сохранение корабля при единичных попаданиях различных типов боеприпасов. Выполнение этого требования обеспечивается надлежащим уровнем конструктивной защиты корабля, в особенности его взрывоопасных и жизненно важных районов, и противопожарными мероприятиями. Не исключён вопрос о возврате на новом техническом уровне к бронированию кораблей.
Требования по экологичности обеспечиваются всё более многочисленными мероприятиями по устранению возможности загрязнения кораблем окружающей водной и воздушной среды при повседневном использовании корабля в мирное время, навигационных и боевых повреждениях различной тяжести.
Должны быть значительно улучшены условия обитаемости, особенно на кораблях ВМС тех стран, которые переходят от принципа формирования экипажей за счет военнообязанных срочной службы к контрактной системе.
В целях максимально возможного исключения ошибок операторов предусматриваются мероприятия по улучшению эргономичности обслуживаемой техники. Расширяется объем подготовки и качество обучения экипажей на электронных тренажерных комплексах.
Отдельного внимания заслуживает вопрос формулирования требований к кораблям, которые могут быть привлечены в состав международных военно-морских группировок, формируемых для проведения миротворческих операций и операций по ликвидации очагов борьбы с международным терроризмом.
Высокая вероятность использования в миротворческих и других операциях кораблей ВМС различных стран выдвигает требование по максимальной совместимости кораблей по скорости хода, автономности, средствам связи, системам передачи грузов в море, десантно-высадочным средствам, средствам обе-спечения посадки и взлета летательных аппаратов, спасательным и другим средствам.
Основные направления развития и облик перспективных кораблей
Изменившиеся назначение и задачи военно-морских сил, общая тенденция сокращения корабельных составов, инфраструктуры флота, изложенные выше принципы строительства ВМС, а также повсеместное сокращение бюджетного финансирования на нужды обороны привели к необходимости выработки новых подходов к формированию облика перспективных кораблей. Речь идет об облике кораблей, которые появятся в составе флотов не ранее 2010-2015 годов, поскольку корабль представляет собой сложнейшее сооружение, и от замысла нового корабля до его вступления в строй проходит, как правило, не менее 10-15 лет.
Развитие подводных ракетоносцев стратегического назначения как основы Морских стратегических ядерных сил будет по-прежнему осуществляться в рамках международных договорных ограничений, при этом важным обстоятельством является только что ратифицированный Государственной Думой Федерального Собрания РФ и вступивший в силу До-говор между Российской Федерацией и Соединенными штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов, подписанный президентами обеих стран в мае 2002 года, согласно которому каждая из сторон теперь сама определяет состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений, исходя из установленного суммарного предела для количества таких боезарядов. Ранее действовавшими До-говорами о стратегических наступательных вооружениях количество разрабатываемых новых ракетных комплексов, их носителей (в том числе, ракетоносцев), количество ракет и боевых блоков на ракетах было строго нормировано.
Учитывая общую тенденцию сокращения ядерного оружия и развитие высокоточных крылатых ракет с неядерными боеприпасами, через 20-25 лет облик кораблей этого типа может претерпеть существенное изменение.
Многоцелевые атомные подводные лодки будут развиваться по пути многофункциональности и универсальности. Особое внимание в развитии подводных лодок этого типа будет по-прежнему уделено снижению уровня шумности, совершенствованию гидроакустического вооружения и снижению уровня других полей.
Применение на многоцелевых атомных подводных лодках высокоточных крылатых ракет с неядерной боевой частью придадут этим подводным лодкам качество стратегического оружия сдерживания.
Если многоцелевые атомные подводные лодки имеются в настоящее время в составе ВМС только пяти стран, то дизель-электрические подводные лодки состоят на вооружении во флотах 43 стран мира. Их общее количество составляет около 380 единиц. Развитие этих подводных лодок, в особенности "прибрежных" подводных лодок ограниченного (как правило, 1000 т.) водоизмещения в ближайшие годы пойдет в направлениях:
увеличения мощности и внезапности наносимого удара за счет роста количества боеготового оружия; повышения скорости полного подводного хода для обеспечения перехвата кораблей и транспортов вблизи своего побережья и нанесения опережающих ударов; увеличения непрерывной подводной автономности; предельно возможного уменьшения физических полей, в первую очередь - полей электромагнитной группы, для достижения максимальной скрытности в режиме патрулирования; комплексной автоматизации процессов управления движением, техническими средствами и оружием для снижения численности экипажей. Большой эффект для подводных лодок этого типа даст применение на них анаэробных энергетических установок, наиболее перспективными из которых скорее всего будут установки единые.
Задачи, возложенные на военно-морские силы, обуславливают номенклатуру боевых надводных кораблей морских сил общего назначения в составе авианосного корабля, многоцелевого корабля океанской зоны для охранения авианосцев и самостоятельных действий (эсминец), универсального корабля морской зоны (фрегат), корабля ближней зоны (корвет) и противоминного корабля.
Авианосный корабль (авианосец) имеет возможность обеспечивать господство в воздухе при ведении длительных боевых действий, организацию, управление и боевую устойчивость группировки разнородных сил в зоне конфликта. Из-за своей уникальности и дороговизны корабли этого типа будут по-прежнему создаваться в крайне ограниченном числе стран. Этот наиболее консервативный тип надводного корабля будет развиваться в традиционном направлении.
Многоцелевой корабль океанской зоны, соединяющий в себе функции эскадренного миноносца, большого противолодочного корабля и ракетно-артиллерийского корабля, - эсминец будет иметь водоизмещение до 10 тыс.т., скорость хода 28- 30 уз, дальность плавания 16-17-узловым ходом до 10 тыс. миль. Тип главной энергетической установки - газотурбинный, с полным электродвижением.
На эсминце будет размещен комплекс ракетного оружия с универсальными пусковыми установками вертикального старта для стрельбы высокоточными ракетами по точечным наземным целям, ракетами для поражения надводных и подводных целей, зенитными ракетами большой, средней и малой дальности и универсальная артиллерийская установка с высокоточными управляемыми снарядами для стрельбы по береговым и морским целям. На корабле будет размещено до двух вертолетов.
Радиоэлектронные средства эсминца будут состоять из универсального комплекса обнаружения и целеуказания, комплекса средств радиоэлектронного противодействия, гидро-акустического комплекса для обнаружения подводных лодок, якорных и донных мин, проти-водиверсионных средств.
Универсальный корабль морской зоны фрегат будет иметь водоизмещение около 5 тыс.т. Уже в настоящее время имеются все предпосылки к тому, чтобы его состав вооружения был бы полностью идентичен описанному выше вооружению эсминца, а все отличие состояло бы в количестве принимаемого боезапаса. Вместе с тем, этот корабль, благодаря своему небольшому (по сравнению с эсминцем) водоизмещению, будет существенно дешевле в строительстве. Для большинства стран фрегат будет основным кораблём ВМС.
Замыкает типовой ряд боевых надводных кораблей корвет, водоизмещением до 2 тыс.т., предназначенный для небольших операций в ближней зоне и выполняющий функции корабля береговой охраны и пограничного корабля.
Большое значение придается противоминному кораблю, имеющему в своем составе самоходный комплекс по обнаружению и уничтожению мин впереди по курсу корабля.
В военном кораблестроении важнейшая роль всегда отводилась новым технологиям. На протяжении многих предшествующих лет развитие кораблей шло по пути внедрения новых технических решений в области традиционных судостроительных дисциплин - гидромеханики, прочности, энергетики и электроэнергетики. Несколько позже основным приоритет-ным направлением в развитии кораблей стало снижение их физических полей (акустического, электромагнитного, радиолокационного, теплового, радиационного и др.). Во всех этих областях и направлениях достигнуты ощутимые результаты.
Развитие мирового кораблестроения в последние двадцать лет проходит под все большим влиянием внедрения электроники. За исторически короткий срок пройден путь от автоматизации управления рулями корабля и отдельными элементами его оружия до сложных автоматизированных систем боевого управления (АСБУ), автоматизированных систем управления энергетическими установками и техническими средствами корабля и автоматизированных систем управления движением корабля. Ведется разработка полностью интегрированной сис-темы боевого управления подводной лодкой. Проводятся целенаправленные работы по автоматизации надводных кораблей. Для современных корабельных автоматизированных систем управления характерны высокая степень надежности и живучести, большая емкость обработки сигналов и высокое быстродействие.
Многоцелевой характер крупных и средних боевых кораблей и сложность морских операций исключают возможность превращения их даже в далеком будущем в корабли-автоматы. Поэтому развитие систем автоматизации этих кораблей предполагается по пути дальнейшей интеграции отдельных функциональных систем с расширением интеллектуального уровня и инвариантности инструментов управления. Наиболее актуальным направлением автоматизации и роботизации на корабле является обеспечение живучести при боевых и экс-плуатационных повреждениях, а также обслуживание потенциально опасных установок и систем.
Важнейшей тенденцией в мировой практике военного кораблестроения становится перенос достижений гражданского судостроения в военное. Больший - в 140-150 раз - мировой тоннаж гражданского флота по сравнению с военно-морским, его многократно более интенсивная эксплуатация, неизмеримо более высокие стандарты безопасности и безусловное требование конкурентоспособности гражданских судов на рынке послужили причиной существенного пересмотра стандартов военного кораблестроения в ведущих морских державах в направлении заимствования гражданского опыта. Ведущие зарубежные классификационные общества, по правилам которых проектируются гражданские суда, уже приступили к разработке правил проектирования боевых кораблей. К примеру, английский Ллойд уже издал первую версию таких правил. Свои правила применительно к отдельным классам кораблей разработали итальянский Регистр, норвежский Веритас, американское Бюро судоходства.
Отправлено: 03.12.10 10:23. Заголовок: Сейчас китайской про..
Сейчас китайской проблемы в ПК нет. Статья идиотская. Автор совершенно не представляет, что сегодня представляют из себя ВМФ КНР и ВМС Японии. ВМС РК уже сейчас многократно превосходят ТОФ по совокупному ракетному залпу, о корабельном составе даже говорить не приходится. Все разговоры о наших 4 БДР, 5 971 и 3 949А (те, что в кампании) полное говно. Спросите себя, сколько у нас сил ОВРа на Камчатке и тогда поймете, что они могут из базы и не выйти, а если и выйдут, то сколько рубежей ПЛО им надо будет преодолеть. Флота на ТО у нас нет и, видимо, уже никогда не будет. 4 года все еще строится и даже не спущен корветик в Комсомольске-на-Амуре. Аналогичные корабли КНР и США строят в течение 1,5-2 лет. РК строит собственные ЭМ по технологии стелс и УДК круче Мистраля, который умрет в наших широтах. Японцы через 8 лет перейдут к строительству полноценных АВ. А Расея все бегает в экстазе с арендованным у корейцев куском грязной тряпки из Чямульпы.
Отправлено: 03.12.10 11:09. Заголовок: НИ ОДНА СТРАНА МИРА ..
НИ ОДНА СТРАНА МИРА НИКОГДА НЕ ИМЕЛА достаточно средств на строительство флота. Флот строят тогда, когда это необходимо и когда эту необходимость понимает государство. Тогда оно в самых сложных условиях находит средства на начало или продолжение кораблестроительных программ. Франции и Англии воевать с Китаем пока не надо и они могут приостановить постройку АВ, США будет воевать с Китаем, а значит будет содержать и строить АВ. Япония будет воевать с Китаем, поэтому она строит вертолетоносцы, а затем будет строить АВ. С нами никто воевать не будет, мы умрем сами, даже если у нас будут АВ. Индия будет воевать с Китаем, поэтому она строит АВ. Китай собирается стать мировой военно-морской державой, поэтому он строит АВ. АПЛ - это прошлое. Будущее за надводными силами с ядром в виде АВ. У нас нет ни того, ни другого. Мы отстали на 50 лет и уже никого никогда не догоним. Мы станем первыми, кто превратит суверенное государство в концессионные территории, возложив охрану на потребителей ресурсов. И одновременно исчезнем. Я в своей жизни никогда не встречал человека, который был горевал об исчезновении скифов, гуннов и римлян столь же сильно, как о потере близкого человека. Будущее за теми государствами и нациями, у которых есть и развивается флот.
По недавно озвученным планам на ЧФ будет 5 ДЭПЛ и 5 корветов типа Стерегущий. Немалая доля от того, что запланированно построить по данным, приведённым выше
Да. У нас лет 30 стонали о том, что АВ орудие империалистической агрессии. Потом напряглись и стали строить, но опоздали. За это время научились клепать АПЛ как Т-34, сейчас уже разучились. Зачем нам АПЛ, если нет глобального противостояния? США они нужны как носители ракетного оружия (Афганистан, Ирак, Иран и т.д.), потому что это экономически выгодно. В Японии идет дискуссия - нужны корабли с ЯЭУ или нет. Пришли пока к промежуточному выводу, что на текущий момент не нужны. Смогут построить? Конечно. РК 4 года назад заявила о начале разработок АПЛ. Грозно. Но строит пока ЭМ и УДК и РК. Где ТВД будущих сражений и БД на море, которые определят будущее мира? ТО и Индийский. КНР против Индии, КНР против США. Нас там нет. Хотя что-то типа Лимана послать сможем. Понаблюдать. Нам нужны АПЛ для удара по КНР с моря? Морячкам может и хочется, но экономика диктует обратное. КНР нам нужен как потребитель. "Нам" - это те, кто управляет трубой. Концессионным территориям АПЛ не нужны. И не нужно пэтриотичэских воплей. Задайте себе самому вопрос, что лучше, подмандатная территория США или жизнь а-ля кущевская. Отвечать не надо и вопить тоже. В обоих случаях АПЛ не нужны. Будет ли КНР воевать с США? Ответ на это можно будет получить после 2025 года. Я надеюсь дожить, но... К тому времени мир изменится окончательно, а мы все будем покупать себе 1/8 финала за 10 млрд. Мы желаем сказать последнее прости и утопить еще пару АПЛ на память? Или лупануть с горя по супостату? От "шила" мозги плавятся и адмиралами становятся те лейтенанты, у которых в голове только кусок шлака. Вопрос. Сколько КНР построила надводных кораблей и АПЛ? Стратегов они строят ровно столько, сколько нужно для сдерживания, а вот надводных кораблей гораздо больше. Почему? Мир изменился. Раньше папуасов пугали канонерками и вывозили копру, сейчас надо контролировать нефть. АПЛ для контроля слишком дороги и незаметны. Лучше КР или ЭМ с пушками и ракетами. Пираты? С Балтики и ТОФ бегали трахомы, а КНР просто развернул базу в Гоа и не заморачивается морским правом. Малайзия пошла еще более простым путем. А мы все строим АПЛ в стране дураков. Зачем нам АПЛ? Зачем АПЛ США и КНР? Они богатые и перспективные игроки и могут себе позволить такие фишки на текущий момент. Но они точно знают, что будет завтра и делают ставки. Что делаем мы? Топчемся рядом с игроками и делаем вид, что настолько богаты, что можем тоже выставить АПЛ. Ставьте! Вгоняйте самих себя в долги и дурость. Ваше право. Мир изменился настолько, что мы не можем этого понять. Дело не в АПЛ, дело в нас. АПЛ ничего не решают. Они только в какой-то степени могут повлиять на решения. Поэтому АПЛ ВМС США постоянно находятся на боевом дежурстве рядом с Камчаткой и под Аскольдом, чтобы наши АПЛ ничего не начудили. Но в какой-то момент США откажутся от АПЛ, потому что на смену им идут более совершенные и экономичные вооружения. А вместе с ними откажутся и остальные. Надо думать о будущем, а не о славных традициях и мощи ВМФ канувшего в Лету СССР.
Сообщение: 1060
Зарегистрирован: 09.09.09
Откуда: Город контрастов
Репутация:
1
Отправлено: 03.12.10 13:57. Заголовок: KG пишет: Зачем нам..
KG пишет:
цитата:
Зачем нам АПЛ, если нет глобального противостояния?
А кто Вам сказал, что глобального противостояния нет? Наступила полная благодать и отсутствие каких то противоречий? KG пишет:
цитата:
США они нужны как носители ракетного оружия (Афганистан, Ирак, Иран и т.д.), потому что это экономически выгодно
Весьма спорный тезис. Как просто носитель оружия НК всегда дешевле чем ПЛ. KG пишет:
цитата:
РК 4 года назад заявила о начале разработок АПЛ. Грозно
Рк пока не в состоянии самостоятельно строить и ДЭПЛ, только по лицензии и при техническом содействии. И по чужим проектам. KG пишет:
цитата:
Где ТВД будущих сражений и БД на море, которые определят будущее мира?
В головах. Никто в здравом уме не предположит, что возможны БД между серьезными игроками. Флот и вообще ВС стали инструментом внешней политики. Такая гнусная человеческая природа, что разговаривают с сильными или с тем ктого считают сильными, у кого есть аргумент за пазухой. Собственно этим задачи флота по большому счету и ограничены. Остальное - разного рода мелочевка при локальных конфликтах типа войны 8-8-8 тут нужен даже не флот, а флотик. На него даже у нынешней РФ есть средства. KG пишет:
цитата:
Но в какой-то момент США откажутся от АПЛ, потому что на смену им идут более совершенные и экономичные вооружения. А вместе с ними откажутся и остальные.
Категоричные заявления говорят знаете о чем? :-) А как быть с ПЛАРБ?
Сообщение: 3827
Настроение: «Когда опадают цветки сакуры – пусть опадают. Пропитаны ветви и листья глубокой печалью…»
Зарегистрирован: 19.11.08
Репутация:
3
Отправлено: 03.12.10 15:57. Заголовок: islander пишет: А к..
islander пишет:
цитата:
А как быть с ПЛАРБ?
доживут свой век и станут на прикол музеями. как "Алабама" какая-нибудь
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 9
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет