Отправлено: 22.09.10 10:11. Заголовок: Авось и Ретвизанчик . Минные катера в РЯВ
Приступим.
«Ретвизан» располагал четырьмя довольно большими минными катерами, два из которых фактически являлись миноносками. С началом боевых действий, пока броненосец находился на мели у Тигрового Хвоста, а затем в ремонте, его самоходные плавсредства покинули свои штатные места и активно включились в оборону Порт-Артура. В результате минные катера «Ретвизана» во время русско-японской войны жили «самостоятельной жизнью» и поэтому заслуживают отдельного рассказа.
Самая известная «авантюра» была проведена под командованием мичмана В.И.Дмитриева в ночь на 22 ноября. Мичман отправился в залив Тункао, где, как сообщалось, обычно ночует японский броненосец «Чин-Йен». Для этой операции ему выделили «ретвизановский» 56-футовый минный катер № 2, вооруженный одним носовым торпедным аппаратом. Вместе с Дмитриевым вызвались идти офицер с крейсера «Паллада» прапорщик В.М.Морозов и десять добровольцев. Полагавшиеся по штату малокалиберная пушка и пулемет давно были переданы на сухопутный фронт, поэтому в случае встречи с неприятелем наши моряки полагались, по словам Дмитриева, лишь «на бомбочки (то есть ручные гранаты — авт.), топоры и крепкий нос катера, которым при удаче можно протаранить борт миноносца». Кроме того, переняв опыт японцев, «диверсанты» взяли с собой три банки, наполненные «всякой горючей дрянью» — прообраз будущих дымовых шашек.
Вышли в полную воду — так было меньше шансов наткнуться на мину. Катер мог развивать ход до 11 узлов, но пришлось идти со скоростью не более семи узлов, иначе из трубы начинали вылетать искры, хорошо заметные в темноте. А гарантировать успех «авантюры» могла только скрытность.
Через два часа впереди по курсу внезапно появились три японских четырехтрубных миноносца. Они шли наперерез малым ходом, буквально подставляясь под торпедный выстрел. Катеру удалось приблизиться метров на 35 и выпустить мину Уайтхеда в левый борт среднего миноносца. И в следующее мгновенье позади машинного отделения «японца» взметнулся столб воды и раздался грохот взрыва. «Ретвизановский» катер, не мешкая, обошел пораженный корабль с кормы и под носом у следующего проскочил на правую сторону. Японцы так и не заметили противника, вероятно, считая, что произошел взрыв мины.
В.И.Дмитриев с командой благополучно вернулись назад; позже за эту атаку его наградили орденом Св.Георгия 4-й степени, а всех остальных участников — Георгиевскими крестами. Следующей ночью мичман повторил рейд в бухту Тункао и выпустил торпеду в стоявшее там однотрубное судно, но промахнулся.
Японцы в своей официальной истории войны отрицают факт торпедирования минным катером миноносца. Однако они признают, что накануне (в ночь на 20 октября) в районе мыса Ляотешань подорвался на мине четырехтрубный «истребитель» «Оборо», который был взят на буксир другими миноносцами и отведен для экстренного ремонта как раз в район бухты Тункао. Не исключено, что через сутки он получил повторный удар, на сей раз «ретвизановского» катера. Возможно также, что пострадал не он, а один из его сотоварищей: ведь при описании собственных потерь японцы не отличались искренностью, а их архивные материалы о войне 1904 — 1905 годов до сих пор не опубликованы. О том, что атака мичмана Дмитриева оказалась отнюдь не безрезультативной, косвенно свидетельствуют такие факты: во-первых, японские суда на протяжении следующих дней усиленно тралили место взрыва (полагая, что миноносец подорвался на мине — ведь катер так и не был ими обнаружен!), во-вторых, утром 22 октября с форта № 1 заметили, что в бухту Лунвантань два миноносца прибуксировали третий, сильно осевший, и оставили его на мелководье.
Другое дело, что часто встречающееся утверждение о потоплении В.И.Дмитриевым японского миноносца также, мягко говоря, преувеличено. Уничтожить большой «истребитель» было не так-то просто хотя бы потому, что русские минные катера по какой-то непонятной традиции продолжали вооружать безнадежно устаревшими 380-мм торпедами образца 1880 года с боевым зарядом из влажного пироксилина весом чуть более 30 кг, хотя размеры 18-тонной миноноски вполне позволяли установить на ней куда более мощное торпедное оружие...
До конца осады крепости минный катер № 2 находился в бухте Белый Волк, участвуя в отражении японских атак на броненосец «Севастополь». В ночь на 19 декабря он под командованием лейтенанта Волкова вышел в море, незаметно проскочил мимо японских патрулей и прибыл в китайский порт Чифу. Там он вместе с другими прорвавшими блокаду катерами и тремя миноносцами был интернирован до конца войны. В 1905 году его перевели во Владивосток и переименовали в «Ретвизанчик». Он долго служил в качестве портового катера и погиб во время шторма при эвакуации белых из Приморья в октябре 1922 года.
«Ретвизан» располагал четырьмя довольно большими минными катерами, два из которых фактически являлись миноносками
из той же книжки: Судовые устройства и системы
цитата:
Самыми крупными из шлюпок были 56-футовые минные кате-ра (2 шт.). Они имели длину корпуса 17,08 м (по другим данным — 18 м), ши-рину 2,97 м, водоизмещение 18 т и мог-ли развивать скорость 12,5 узла. Воору-жение каждого из них составлял один 380-мм торпедный аппарат; могли уста-навливаться также 47-мм пушка и пуле-мет. Кроме того, на спардеке находилось еще два так называемых «метательных» паровых катера. Эти 40-футовые суда имели длину 12,2 м, ширину 2,82 м, во-доизмещение 11,7 т и скорость 9,5 узла. Вооружение — один аппарат для стрель-бы метательными минами; его можно было установить либо на носу, либо на корме
и про катерок "авось":
цитата:
Рощаковский надеялся на незаметность малого судна ночью. Коман-дующий эскадрой логично рассудил, что в случае неуспеха ущерб для эскадры бу-дет невелик, и просьбу лейтенанта удов-летворил. Выбор пал на моторный минный катер с «Ретвизана». Новый командир дал ему характерное имя «Авось», как бы под-черкивавшее рискованность предстояще-го предприятия.
получается, что помимо 2-х минных и 2-х паровых катеров на "Ретвизане" еще и моторный был?
Сообщение: 116
Настроение: Есть.
Зарегистрирован: 31.05.10
Откуда: Россия, запасная столица нашей Родины
Репутация:
-1
Отправлено: 22.09.10 10:44. Заголовок: Бирсерг пишет: В 1..
Бирсерг пишет:
цитата:
В 1905 году его перевели во Владивосток и переименовали в «Ретвизанчик». Он долго служил в качестве портового катера и погиб во время шторма при эвакуации белых из Приморья в октябре 1922 года.
Отправлено: 22.09.10 11:08. Заголовок: Тень отца Гамлета А ..
Тень отца Гамлета А в чем сомнения? То что "Ретвизанчик" погиб во время исхода белых из Приморья имеет корни из отчета командующего флотилией Старка. Или есть данные, что это другой катер?
Отправлено: 22.09.10 11:57. Заголовок: Сидоренко Владимир п..
Сидоренко Владимир пишет:
цитата:
И гриф с неё был снят аж в 1945 г.
Доступна стала в 60-е, но только для профильных исследователей. Последние ограничения были сняты в начале 80-х, но допуск оставался очень строгим из-за ветхого состояния части томов. К концу 80-х сделали полностью фотокопии и открыли к ним доступ в читальном зале. Но зал очень маленький, сторонним исследователям место надо заказывать примерно за месяц. Бюджет. Но можно было уже покупать фотокопии, как томами, так и выборку (это дороже). Потом можно было заказать на флоппи, потом на сд, сейчас все печатные тома Истории есть в интернете, 4 рукописных тома с приложениями и пр. пока в стадии сканирования. Ориентировочно будут в начале 2011 г., но это только анонс. Они вообще очень ветхие и плохо читаемые во многих местах.
Доступна стала в 60-е, но только для профильных исследователей. Последние ограничения были сняты в начале 80-х, но допуск оставался очень строгим из-за ветхого состояния части томов. К концу 80-х сделали полностью фотокопии и открыли к ним доступ в читальном зале. Но зал очень маленький, сторонним исследователям место надо заказывать примерно за месяц. Бюджет. Но можно было уже покупать фотокопии, как томами, так и выборку (это дороже). Потом можно было заказать на флоппи, потом на сд, сейчас все печатные тома Истории есть в интернете, 4 рукописных тома с приложениями и пр. пока в стадии сканирования. Ориентировочно будут в начале 2011 г., но это только анонс. Они вообще очень ветхие и плохо читаемые во многих местах
Спасибо, за уточнение. Я просто имел в виду принципиальную постановку вопроса - "японцы всё скрывают" и "ничего до сих пор не опубликовали".
Неужели? А Бундесархив, к примеру, - на немецком. Тоже будем утверждать, что "немецкие архивные материалы о войне 1941-1945 годов до сих пор не опубликованы"?
Отправлено: 22.09.10 12:08. Заголовок: Сидоренко Владимир п..
Сидоренко Владимир пишет:
цитата:
Неужели? А Бундесархив, к примеру, - на немецком. Тоже будем утверждать, что "немецкие архивные материалы о войне 1941-1945 годов до сих пор не опубликованы"?
Язык старояпонский и Шлюпик пишет:
цитата:
Но зал очень маленький, сторонним исследователям место надо заказывать примерно за месяц. Бюджет
Доступна стала в 60-е, но только для профильных исследователей.
Помнится, уже в середине, если не конце 70-х один любитель истории флота, знающий японский (дипломат) пытался пробиться к этой самой Секретной истории. Так вот, не смог, хотя находился в японии почти год. Его посылали очень вежливо, но очень далеко (от нужного места):-)
И что? Он запрещён для изучения? И, кстати, прямого ответа на вопрос таки нет. Итак будем утверждать, что "немецкие архивные материалы о войне 1941-1945 годов до сих пор не опубликованы" или не будем?
Бирсерг пишет:
цитата:
и Шлюпик пишет:
цитата: Но зал очень маленький, сторонним исследователям место надо заказывать примерно за месяц. Бюджет
Т.е. всё таки можно, надо только подождать в очереди
Отправлено: 22.09.10 13:09. Заголовок: VK пишет: Его посыл..
VK пишет:
цитата:
Его посылали очень вежливо, но очень далеко (от нужного места):-)
Это было связано скорее всего с тем, что упомянутый читальный зальчик находился в здании НИИ УНО, то есть внутри режимного по сути объекта. Поэтому дипломата и не пустили. К примеру, они и сейчас только по ноте могут ездить в Ёкосука в течение светового дня, а для простых граждан РФ таких ограничений нет.
Отправлено: 22.09.10 13:12. Заголовок: Сидоренко Владимир п..
Сидоренко Владимир пишет:
цитата:
"немецкие архивные материалы о войне 1941-1945 годов до сих пор не опубликованы"
А я откуда знаю Сидоренко Владимир пишет:
цитата:
Т.е. всё таки можно, надо только подождать в очереди
Ну да. Еще изучить язык, купить билет , прожить месяц и т.д. Это все чистая схоластика. Возможность теоретическая есть, но увы. На практике стоит очень много денег.
Отправлено: 22.09.10 13:15. Заголовок: Сидоренко Владимир п..
Сидоренко Владимир пишет:
цитата:
Т.е. всё таки можно, надо только подождать в очереди
Надо спланировать, заказать и придти. Там же можно получить заказанные копии. Сейчас даже самым маститым ученым Историю не дают вообще. Каждый том в специальной коробке и все это в специальном помещении. Фотографировать нельзя. Но мне показали два тома. Дядюшка Китадзава. А его ассистент в белых перчатках священнодействовал. А другие документы вообще на особом хранении, то есть температура, влажность и т.п. Стерильная чистота как в операционной. Сотрудники работают со сканами или в компьютерах, но уже в других помещениях.
Ну, Вы может и не знаете, а люди с ним (Бундесархивом) работают
Бирсерг пишет:
цитата:
Ну да. Еще изучить язык, купить билет , прожить месяц и т.д. Это все чистая схоластика. Возможность теоретическая есть, но увы. На практике стоит очень много денег
А это всё - дело десятое. Речь идёт о том, опубликованы японские архивные материалы или не опубликованы. Так вот - они опубликованы и все заявления об обратном или наглое враньё или тупое незнание темы.
Отправлено: 22.09.10 14:11. Заголовок: Бирсерг пишет: Без ..
Бирсерг пишет:
цитата:
Без АВП - они мертвый груз
Один молодой человек сейчас активно работает с еще более сложными документами по истории королевства Рюкю и три года назад, сразу же после окончания университета, издал на свои деньги отличную монографию по истории Рюкю. Скоро защитится по этой же теме. Это вновь к вопросу о брендах и ссылках. Люди работают либо на историю, либо еще для чего-то, но только не для истории. А молодой человек станет, я уверен, выдающимся специалистом по истории Японии. И дело не во мне. Дело в интересе. А интерес к истории РЯВ есть, так что должен появиться и скоро новый специалист, надеюсь, что их будет больше. И им мои ссылки и переводы помогут в части касающейся. А я уже уверенно иду с горы, хотя может быть еще что-то и успею. В истории РЯВ есть удивительные страницы, до сих пор неисследованные.
Сообщение: 593
Настроение: Вежливый тролль
Зарегистрирован: 19.11.08
Откуда: Эта страна, Город нашенский
Репутация:
5
Отправлено: 22.09.10 14:34. Заголовок: Сидоренко Владимир п..
Сидоренко Владимир пишет:
цитата:
Ещё раз - вопрос в принципе. Опубликованы или нет.
Буду вредным. Опубликованы - это когда введены в научный оборот, т.е. изданы, желательно с поясняющей статьёй, комментариями и примечаниями. Неопубликованы - это когда документы лежат в архивах или где-то ещё. Документы могут быть открытыми и, следовательно, доступными или закрытыми, т.е. недоступными. То, что выложено на JACAR, это не публикация. Это тот же архив, только в интернете, и к нему открыт общий доступ. То, что приводится, например, в книге по Инчхону - публикация.
Буду вредным. Опубликованы - это когда введены в научный оборот, т.е. изданы, желательно с поясняющей статьёй, комментариями и примечаниями. Неопубликованы - это когда документы лежат в архивах или где-то ещё
Ладно, был неправ. Но тогда уточняющий вопрос - а архивные материалы вообще могут быть "опубликованы"? Т.е. вроде как могут, беру я например подлинный рапорт и публикую его снабдив поясняющей статьёй, комментариями и примечаниями так?
Понятно. Интересно и сколько же "архивных материалов" ну, например, из архива нашего собственного флота опубликовано таким образом? А из архивов других флотов?
Отправлено: 22.09.10 16:15. Заголовок: Сидоренко Владимир п..
Сидоренко Владимир пишет:
цитата:
Понятно. Интересно и сколько же "архивных материалов" ну, например, из архива нашего собственного флота опубликовано таким образом? А из архивов других флотов?
По парусному дофига. Еще в 19 веке. Есть сборники 50-х г. 20 века по Ушакову, Нахимову и Макарову.
Самыми крупными из шлюпок были 56-футовые минные кате-ра (2 шт.). Они имели длину корпуса 17,08 м (по другим данным — 18 м), ши-рину 2,97 м, водоизмещение 18 т и мог-ли развивать скорость 12,5 узла.
Интересно, почему катера строившиеся по образцу Уайтовских не оснащали по примеру того же Уайта водотрубными котлами. Японские минные катера с котлами Ярроу давали 18уз.
Отправлено: 22.09.10 21:31. Заголовок: NMD пишет: почему з..
NMD пишет:
цитата:
почему заказчик положил на скорость катера.
возможно полагали что в условиях РИФа гораздо важнее надежность, освоенность личным составом и простота эксплуатации. На тех же миноносках старых еще в 1900-е гг. при ремонтах ставили новые (в смысле снова изготовленные) локомотивные котлы. Опять же помните - аргентинцы заказали последнюю пару гарибальдийцев с устаревшими цилиндрическими котлами, а могли бы и с Бельвилем или там Норманом...
Отправлено: 22.09.10 21:37. Заголовок: Тролль пишет: у Ме..
Тролль пишет:
цитата:
у Мельникова теория
она у него сильно противоречивая. То Шестаков самодур, то просвещенный адмирал, Чухнин - то душитель революции и сатрап, то - требовательный командир живущий службой...
Отправлено: 22.09.10 21:40. Заголовок: Лишенец пишет: она ..
Лишенец пишет:
цитата:
она у него сильно противоречивая. То Шестаков самодур, то просвещенный адмирал, Чухнин - то душитель революции и сатрап, то - требовательный командир живущий службой...
Коньюнктуру-то ещё никто не отменял. Учись, ченовнег
Отправлено: 22.09.10 21:41. Заголовок: NMD пишет: С Никлос..
NMD пишет:
цитата:
С Никлоссом
Хоть с Бабкок-Уилксом или Шульцем-Торникрофтом. Вообще машины на малых корабликах - они так скажем "миниатюрные", требуют особой культуры обслуживания и ремонта. А енто в России и сейчас порой недостижимая мечта. Вон в Великую Отечественную "Паккарды" на катерах наши тоже не жаловали.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет