Конечно, практика гладиаторских боев точно не является гуманной. Однако христианская Европа и мусульманский Восток уже гораздо позднее чтото тоже не показывали образцы настоящего гуманизма.
По крайней мере участь пытаемых и заживо публично сжигаемых узников Св. Инквизиции вряд ли чем-то отличалась в лучшую сторону от христиан, скармливаемых львам в амфитеатрах. Последних ведьм жгли, хотя и редко, еще аж в XVIII веке.
А вся эта "обличительная" антиримская риторика апологетов христианства - лишь политическая демагогия. Нас сжигать нельзя, а нам - можно...
Существует куча стереотипов о гладиаторах. В значительной мере они попали в массовое сознание из масскультовских книшек наподобие Спартака Джованьоли. Кстати Спартак, судя по некоторым фактам и обоснованным гипотезам некоторых ученых, вероятне всего служил в римских вспомогательных войсках и дезертировал оттуда.
Понятно, что его наказание по римским законам - смерть.
Джованьоли правда об этом не знает и рисует романтическую картинку "античного Гарибальди". Итальянцы... что ж с них взять...
На самом деле в эпоху Империи было 3 пути в гладиаторы:
1) преступники или пленные, приговоренные к казни
2) купленные рабы
3) добровольцы-спортсмены.
Например Проб устроил в амфитеатре Флавиев бои 300 пар гладиаторов из пленных исаврийских разбойников и сарматов.
Кстати, если по прохождению 3 лет преступник оставался жив, его освобождали.
Так же часто как бои гладиаторов, устраиивалось венацио - бои с дикими животными. При этом лишь невооруженных (а иногда и вооруженных) преступников - травили дикими животными.
Чаще всего высокооплачиваемые профессионалы-венаторы показывали свое искусство, убивая диких животных в поединке. Это на самом деле напоминает испанскую корриду.
Как же шли в гладиаторы свободные люди? Еще в I веке таковых было не менее 20%, а позже - около половины, если не больше.
Был даже принят ряд законов, запрещающих римским всадникам вступать в гладиаторы.
Новички-гладиаторы подписывали контракт, за который получали деньги, иногда очень приличные. По контракту они
давали клятву, что их могут лишить жизни и наказывать.
Затем гладиаторы обучались в школах. Их было много по всей империи. В них преподавали виртуозы меча и копья...
нередко старые гладиаторы или легионеры.
Владельцы школ - ланисты - потом сдавали внаем или продавали своих подготовленных выпускников устроителям игр.
Профессиональные гладиаторы, как и современные футболисты, стоили дорого и их стремились беречь.
Законом 177 г. было даже введено госрегулирование цен на гладиаторов.
Зато на звезды валом валила публика и платила деньги. У звезд были свои фанаты, время между боями они проводили в роскоши, окруженные поклонниками и особенно поклонницами. Среди матрон даже было распространено заводить себе любовников из красивых и мужественных гладиаторов.
Бои были по нескольким видам правил. Очень часто бои были специальным тупым оружием, таким образом не приводя к смертному исходу.
Даже в боях до смерти помилование проигравшего было обыкновенным фактом.
Ж. Вилль подсчитал по I в., что примерно шансов остаться в живых выйдя на арену было 9 к 1, а у проигравшего 4 к 1.
За бой по закону платили 2 тыс. сестерциев. Кроме этого, были специальные, гораздо боьлее крупные премии от устроителей и от тотализатора.
Иногда за победу по требованиям зрителей гладиатор получал миссио - деревянный меч, символ прекращения контракта.
Бои были не так часто.
Так например из эпитафии гладиатора Фламма известно, что за 30 лет жизни он участвовал в 38 поединках, из которых 34 выиграл, а 4 проиграл. Он также получил 4 раза миссио, он затем опять возвращался добровольно в гладиаторы.