Другие подводные лодки тоже пострадали на этом минном заграждении. 7 мая опять были поставлены минированные сети. Когда 15 июля дрифтеры стали сменять сети, восьмой сети не оказалось на месте, а ее мины были взорваны. Во время выбирания сетей извлекли тело германского матроса-телеграфиста, на нем был найден пропуск, выданный в Брюгге, и личный жетон с маркой U-10 . Спустя 3 дня фамилии этого матроса и 29 других появились в германском списке потерь. В этом происшествии кроется тайна, которая заключается в том, что, по германским отчетам, U-10 со всей командой погибла в Балтике, но германские источники сами не сходятся даже относительно года, в который погибла эта лодка Вот три германские версии: а) «Ташенбух дер Кригсфлоттен» (1922) считает U-10 погибшей в Балтике (вероятно, на мине) в июне 1915 г.;
б) Гайер говорит, что U-10 была послана в мае 1916 г. на позицию к северо- западу от Готска Сандэ в Балтике и не возвратилась;
в) Михельсен утверждает, что U-10 погибла в Балтике в июне 1916 г., вероятно, коснувшись мины.
«Ташенбух» указывает дату гибели примерно на 11 месяцев раньше постановки барража у побережья Бельгии; объяснение Гайера фиксирует ее в месяц постановки; Михельсен относит потерю на месяц, следовавший за постановкой барража. Британские отчеты на основании данных, приведенных выше в тексте, указывали, что U-10 подорвалась в течение мая 1916 г. на мине в 25 милях на NW от Зеебрюгге. Осенью 1915 г. более старые лодки с моторами Кертинга для тяжелого горючего были сняты со службы в Северном море. U-10 была одной из этих лодок и (по Гайеру) в сентябре 1915 г. находилась в составе Балтийской (Курляндской) флотилии. Крайне сомнительно, чтобы весной 1916 г. U-10 была в числе лодок, базировавшихся на Зеебрюгге. Все достойные доверия данные говорят, что она погибла по неизвестной причине в Балтийском море в мае 1916 г.
В 14 часов 10 минут Швигер записал в своем журнале: «Удар пришелся в правый борт сразу позади мостика. Необычно сильная детонация сопровождается очень большим (выше первой дымовой трубы) взрывным облаком. В дополнение к взрыву торпеды, очевидно, был второй взрыв (котел, уголь или порох). Надстройка и мостик над мостом попадания раскололись на части, и возникшее пламя охватило высокий мостик. Судно сразу же остановилось и получило сильный крен на правый борт и дифферент на нос...» Никто на «Лузитании» не мог с уверенностью сказать, какие разрушения причинила торпеда. Пассажиров оглушил взрыв, за ним последовал второй — еще более страшный. Об этом втором взрыве историки спорят до сих пор. Капитан-лейтенант Швингер, который командовал немецкой подводной лодкой, категорически отрицал запуск второй торпеды. Поэтому немцы объясняют второй взрыв детонацией взрывчатых веществ и утверждают, что взрывчатка была тайно погружена на борт пассажирского парохода, чтобы доставить ее в воюющую с Германией Англию. А комфортабельный лайнер был только прикрытием в целях такой маскировки. К сожалению Швигер видимо прав говоря только об одной торпеде. В Интернете имеется информация с отчетом о последних подводных погружениях к затонувшему лайнеру и о наличии около обломков коробля боеприпасов времен Первой мировой. Поэтому нельзя исключить вариант тайной перевозки лайнером воинского имущества, а в этом случае он был потоплен вполне законно, с точки зрения Германии.
Сообщение: 1053
Настроение: Вежливый тролль
Зарегистрирован: 19.11.08
Откуда: Эта страна, Город нашенский
Репутация:
5
Отправлено: 11.02.11 16:32. Заголовок: Бирсерг пишет: Что ..
Бирсерг пишет:
цитата:
Что за разночтения.
U 10 (KL Fritz Stuhr) С 7 июля 1915 г. на Балтике. Вышла из Либавы 27 мая 1916 г. и пропала без вести в Финском заливе. Бирсерг пишет:
цитата:
Поэтому нельзя исключить вариант тайной перевозки лайнером воинского имущества
Как бы это сейчас не оспаривается. Бирсерг пишет:
цитата:
в этом случае он был потоплен вполне законно, с точки зрения Германии.
С точки зрения Германии он был бы потоплен законно даже если бы он был забит до отказа невинными младенцами, т.к. Германия отказалась соблюдать призовое право. Швигер своих полномочий не превысил. Просьба не откапывать старинные баяны про выброшенную на английский берег подлодку с мёртвым экипажем, про привидение, приносящее несчастья и про то, как командир поехал с красотками кататься, и чем это закончилось.
Отправлено: 11.02.11 17:10. Заголовок: Бирсерг пишет: Так ..
Бирсерг пишет:
цитата:
Так было ж такое. У Гибсона написано.
Вот тебе твой Гибсон:
цитата:
Третья лодка, U-31 (Вахендорф), не вернулась. Предположительно, она взорвалась на мине у восточного побережья Англии. Германская версия этого таинственного исчезновения состоит в том, что причиной гибели является неудачное погружение или гибель команды вследствие дефектов аккумуляторной батареи; далее, она гласит, что 6 месяцев спустя лодка была найдена англичанами еще сохранившей водонепроницаемость, с мертвой командой на своих постах.
Отправлено: 11.02.11 19:13. Заголовок: cyr пишет: как кома..
cyr пишет:
цитата:
как командир поехал с красотками кататься
Где то читал что командир UB 22, решил показать пехртным офицерам и дамам, что такое ПЛ в действии. Часть экипажа лежала в госпитале. Вышли в море с неполным экипежем. Обратно не вернулись.
Не верю что командир ПЛ может самовольно выйти в море.
Применяли ли немецкие ПЛ торпеды типа C45/91 , C35/91, C/03 и C/03 D
Ответ наверняка есть в: Eberhard Rössler: Die Torpedos der deutschen U-Boote. Mittler Verlag Hamburg, Berlin, Bonn 2005. ISBN 3-8132-0842-7. Схожу на е-бай, погляжу...
Отправлено: 21.02.11 01:14. Заголовок: Дима, если найдешь, ..
Дима, если найдешь, то смотри сразу стр. 50. Там как раз есть статистика BdU по торпедной стрельбе в период 1.2.17 - 31.7.18, где С45/91, C45/91S, C/03AV и С/03D так же включены.
В России это судно называли «Португаль», а вообще оно носило имя «Portugal» – «Португалия». Корабль был французским, но состоял в Русском флоте. У берегов Турции в 1916 г. русско-французскую «Португалию» атаковала немецкая подлодка. Эхо взрыва разнеслось по всей планете.
Известные и безвестные
В связи с уничтожением «Португаля» США выразили протест Германии. Англия капитана субмарины-убийцы объявила военным преступником. Берлин и Вена промолчали, их Красные Кресты заявили, что сожалеют о случившемся. Турция просто отвечала, что, по ее сведениям, русские нарвались на случайную мину. Конечно – Первая мировая война, Антанта против Тройственного союза, география давно стала политикой. Но уж больно очевидным было «вероломство тевтонов».
Киношники спешно склепали фильм «Гибель «Португаля». Московская дума решила поставить в городе памятник жертвам трагедии…
Незадолго до того эмигрант Ульянов (Ленин) с супругой Н. Крупской переехали из Берна в Цюрих – там жить дешевле. Связной штаба 16-го Баварского полка рядовой Гитлер ползал по окопам на Сомме. Берсальер Муссолини как раз получил капрала. В туруханской Курейке тихо рыбачил ссыльный Джугашвили. Кто их знал, кому они были интересны? То ли дело старшая сестра милосердия с «Португаля» баронесса Анна Мейендорф! На тонущем судне она отдала свой спасательный пояс молоденькой медсестричке – а сама погибла. О Мейендорф говорили все.
Но, может, такие люди, как Анна Мейендорф, и достойнее нашей памяти, чем все политики, вместе взятые? Политики самореализуются – а людям слезы. Анна же Федоровна учила крестьянских ребятишек, служила в полевых госпиталях в японскую и Первую мировую (заинтересовавшихся этой судьбой адресую к очерку Л. Жигальцовой в журнале «Родина» №3-2010). Заметим: другие спасшиеся на «Португале» женщины уцелели потому, что им в страшные минуты отдали свои спаспояса мужчины – но мужчинам и положено поступать по-мужски.
Три бота на буксире
До Первой мировой лайнер «Португаль» ходил из Марселя в Одессу и обратно. С началом войны в Одессе застрял. Французское правительство передало судно союзникам-русским. Его переоборудовали в плавучий госпиталь. Палаты, операционные, прачечная, перевязочные… Капитан – француз (месье Дива). Комендант – русский. Команда смешанная, русско-французская. Медперсонал русский. «Португаль» обслуживал русско-турецкий фронт, мог принять на борт до 500 раненых. Успел сделать пять рейсов.
Последний рейс был связан с боями в Восточной Турции. Точка назначения – городок Офа, там предстояло забрать раненых. Чтобы их удобнее было доставлять с берега на борт, на промежуточной базе Ризе взяли на буксир три десантных бота (недавние гражданские шаланды) и паровой катер. Они шли порожние, но с Андреевскими флагами – так потом заявляли немцы.
Подлодка!
Наиболее детальное описание событий я встретил в документальной повести Н. Черкашина «Взрыв корабля». Автор даже отыскал старушку М. Кротову, которая на «Португале» чудом уцелела.
Суть вкратце. Корабль вышел из Ризе. На крутом повороте один из ботов накренился и зачерпнул воду. «Португаль» стал, бот подвели к его борту, чтобы воду судовой помпой откачать. Было 31 марта 1916 года, раннее утро. Кто не спал – вышли на палубу. Тут сигнальщик крикнул: «С левого борта – подводная лодка!» Действительно – рассекая волны, к «Португалю» несся перископ.
Неподалеку шли два русских транспорта, их сопровождали миноносцы. Но месье Дива отказался просить о прикрытии. Приближение к «Португалю» военных кораблей могло быть истолковано как участие судна в боевой операции, это давало право его атаковать. А так «Португаль» был под защитой Красного Креста. Но командир немецкой подлодки U-33 капитан-лейтенант Конрад Гансер плевать на все хотел.
Первая торпеда прошла мимо. Гансер подошел ближе и вторую всадил прямо в середину корабля с трех кабельтовых (около 550 метров).
«Португаль» тонул около 10 минут. Из 273 человек, бывших на борту, погибли 105. К счастью, матрос-француз Паолини успел обрубить буксировочный трос, и боты не утащило на дно. А старпом Иван Бергманис смог сбросить два спасательных плотика. На ботах и плотиках люди и продержались, пока не пришла помощь.
Правила игры
История «Португаля» еще и потому до сих пор интересна, что это – химически чистый пример военно-морского бандитизма. Конечно, кто-то нервно заметит, что чего уж выкапывать всякие мхом поросшие сюжеты, у самих, мол, рыльце в пушку. Вспомните «атаку века» советского подводника Александра Маринеско 30 января 1945 года! Он потопил немецкий лайнер «Вильгельм Густлофф», погибли девять с лишним тысяч человек! И в основном беженцы: женщины, дети, старики. А вы тут про какие-то 105 жертв.
Но Александр Иванович Маринеско был воином, а не убийцей. Госпитальные суда неприкосновенны – гласят Женевские конвенции. Однако – при соблюдении «правил игры»: белая окраска, красные кресты на бортах, зажженные огни, держаться в стороне от военных кораблей... С «Густлоффом» все было с точностью до наоборот: окраска – защитная, темень, боевое сопровождение, зенитки на верхней палубе. Маринеско видел крупный корабль явно военного назначения – его и атаковал, не зная, кто на борту. Собственно, «Густлофф» и был вспомогательным (не госпитальным!) судном германского ВМФ, которое, так сложилось, в последнем рейсе перевозило еще и беженцев. Его гибель – драма, катастрофа, трагическое стечение обстоятельств, что угодно, но не преступление.
Повезло опоздать
На «Португале» должен был плыть будущий известный советский писатель К. Паустовский. В Первую мировую он служил во фронтовом санитарном отряде, но с детства мечтал о море. Увидев в одесском порту красавец-лайнер, переоборудованный в судно Красного Креста, перевелся. К назначенному дню явился на причал – но накануне ночью «Португаль» по внезапному приказу снялся с якоря. Думали, через неделю вернется, а рейс оказался последним.
Эту историю К. Паустовский описал в повести «Беспокойная юность».
Объяснения Гансера
В случае же с «Португалем» все положенные условия были соблюдены. Госпитальные суда гибли и раньше, но – подрываясь на минах. Что ж, война! А тут мир столкнулся с первым фактом сознательного уничтожения корабля Красного Креста, демонстративного презрения к международным обязательствам. Это и возмутило.
Втихую германское командование потребовало от капитан-лейтенанта Гансера объяснений. Он заявил, что в утренних сумерках не разглядел цвета судна и крестов на бортах. Просто увидел большой корабль, ведущий на буксире боты с военно-морскими флагами. Решил: раз боты десантные, то везут десант – и торпедировал головное судно.
Гансер явно лукавил. Абсолютно все свидетели подчеркивают: было уже достаточно светло (в конце концов, ведь люди с палубы наблюдали в море перископ). А если и не достаточно – то «Португаль» плыл освещенный. Русские источники говорят, что на пустых ботах не было Андреевских флагов, Гансер уверял, что были. Но если и были, что ж, выходит – военно-морские флаги на ботах он в перископ различил, а белый цвет корабля (к которому подходил с разных сторон) – нет?
Дело, видимо, в другом. Немцы после этого случая начали топить госпитальные (и просто пассажирские) суда с каким-то особым азартом. Еще и всплывали, чтобы полюбоваться эффектом. Так отличилась целая группа немецких подводников – Валентинер, Нойман, Швигер… «Они стали психопатами», – замечено на сей счет в одном исследовании. Гансер – явно из той же компании.
Увы. После войны наказан он не был. И никто из подводников-убийц не был. Хотя в мемуарах Черчилля есть интересное рассуждение: если бы по окончании Первой мировой покарали тогдашних военных преступников (возглавлял список кайзер Вильгельм, числились также Гинденбург, Людендорф, создатель газового оружия Габер, генералы и офицеры, бомбардировавшие Реймсский собор, расстреливавшие заложников – несколько сот фамилий) – глядишь, меньше зверств было бы во Вторую мировую.
«Памятник мировой скорби»
На «Португале» погибли люди разных национальностей: русские, 19 французов, итальянцы, юнга-араб. Мейендорф была русской немкой, Бергманис – латышом. Может, потому знаменитый скульптор И. Шадр свой памятник жертвам «Португаля» замыслил как «Памятник мировой скорби». Учитывалась, конечно, и международная реакция, и вообще для художественных вкусов того времени характерна некоторая экзальтация. Но время это уходило, надвигался 1917 год. Не до того скоро стало.
А в ХХ веке столько крови пролилось, что и смешно было вспоминать какой-то пароход, с какими-то 105 погибшими…
Памятник И. Шадра думали поставить на Братском кладбище в Москве, там хоронили жертв шедшей войны. Это на Соколе в Москве. В 1925-м кладбище превратили просто в парк. В наше время там все же появился мемориал павшим в Первую мировую. Есть и памятник сестрам милосердия. Захотите помянуть людей, о которых «АН» рассказали, – положите к нему цветы.
Достаточно быстро выяснилось, что австрийский флот не в состоянии начать подводную войну на Средиземном море, ни ограниченную, ни тем более широкую. Поэто-му немцам пришлось перебросить туда несколько своих лодок. По железной дороге в Полу были доставлены 6 ма-лых лодок - UB-1, UB-3, UB-7, UB-8, UB-14 и UB-15, а также 4 малых подводных заградителя — UC-12, UC-13, UC-14 и UC-15. В Поле они были собраны под наблюде-нием немцев и сразу начали участвовать в боевых дей-ствиях.
Именно на одной из этих малюток воевал самый круп-ный специалист по вражеским подводным лодкам Гуго фон Хеймбург, который потопил 4 лодки 3 союзных фло-тов. Открыла этот список 10 июня 1915 года итальянская лодка «Медуза». Эта дата придает происшедшему особен-но пикантный характер. Италия объявила войну Герма-нии только 28 августа 1915 года, поэтому фон Хеймбург формально потопил военный корабль нейтральной дер-жавы. Он принял под командование лодку UB-15, кото-рая была доставлена на Адриатику в разобранном виде по железной дороге. Она была переименована в U-11 и формально (вот привязалось слово!) вошла в состав Им-ператорского и Королевского австрийского флота. Но командир остался немецким, команда осталась немец-кой. Фон Хеймбург лишь получил австрийского штурмана, который должен был помочь ему освоиться с новым театром.
Италия объявила войну Герма-нии только 28 августа 1915 года
И все-таки занимательная альтернатива: 01.08.14 Италия выступает на стороне центральных держав... Интересные фото. UC-13, погибшая на ЧМ в ураган (турецкий? болгарский порт?)
U-118, выброшенная после перемирия на фландрский берег. Якобы первые любопытные, залезшие в нее, задохнулись.
№2 РИФ едет в Архангельск навстречу... Командир - Ризнич?
20 ships sunk with a total of 44,892 GRT 3 warships sunk with a total of 10,777 tons 8 ships damaged with a total of 49,699 GRT
Список побед фон Хеймбурга на разных лодках: 20 судов и 3 корабля потоплено, 8 судов повреждено. GRT - gross register tonnage, общая вместимость судна (с конца 1960-х брутто-рег. тоннаж). 1 GRT = 100 кубофутов (2,83 кубометра). Очень приближенно (оценочно) водоизмещение судна в англ. весовых тоннах в 1,5-2 раза превышает число брт. Извините, если неправильно понял Ваш вопрос. А вот интересно, зачем НКГБ понадобилось в 1945 этапировать 55-летнего (дослужившегося до вице-адм.) фон Хеймбурга в лагерь под Сталинградом? Неужели битые кирпичи таскать? Ну, он не оправдал надежд Меркулова и сразу умер.
Больных пишет о 4 потопленных ПЛ, на у-бот 3 корабля из них только 1 ПЛ.
А-а... Больных-то я и не приметил... С. Балакин в своем МК-справочнике об австро(U11)-немецкой(UB15) пишет так:
Построены в Германии в 1914— 1915 гг. U10 (бывшая UB1) и U11 (бывшая UB15) приняты в Поле австрийцами в июне — июле 1915 г.; поначалу они выходили в море со смешанными немецко-австрийскими экипажами... U11 10.6.1915 [потопила]— итальянскую ПЛ «Медуза».
С успехами у U11 - все. (Первый выход: новичкам везет...)
А вот - восторженный Больных:
Фон Хеймбург прибыл в Константинополь, где вскоре отличился, уничтожив 2 британские подводные лодки. При этом он ухитрился одну из них потопить, что назы вается, голыми руками. Когда UB-14 стала на якорь в Чанаке, турки сообщили фон Хеймбургу, что в противо лодочной сети завязла какая-то подводная лодка. Погода была слишком плохой, и турки временно оставили ее в покое. Утром 4 сентября 1915 года ветер немного стих, и фон Хеймбург вместе со своим коком отправился к месту, где дежурила турецкая канонерка. С помощью обычного лота немцам удалось обнаружить лодку. После этого в воду на тросе была спущена мина с зажженным бик-фордовым шнуром. Прогремел взрыв, и на воде начало расползаться масляное пятно. Немцы уже приготовили вторую мину, когда британская лодка Е-7 спешно всплыла на поверхность. Турецкие корабли открыли по ней бег лый огонь и быстро добились нескольких попаданий. Бри танская команда открыла кингстоны, и общими усилия ми Е-7 была потоплена. Таким образом, фон Хеймбург потопил вторую вражескую лодку, но его UB-14 здесь оказалась не при чем. В ноябре 1915 года из документов с захваченной фран цузской подводной лодки «Тюркуаз» немцы узнали, что она должна была встретиться с британской лодкой Е-20. UB-14 в это время стояла на ремонте, но ценой колос сальных усилий ее удалось подготовить к походу, и вместо французов на свидание отправился фон Хеймбург. "Приближаясь к точке рандеву, мы заметили рубку английской лодки. Я долго подкрадывался к ней и в конце концов сделал превосходный торпедный выстрел. Когда дым рассеялся, то английской лодки уже не было видно, только люди плавали в воде. Мы подобрали 9 англичан, включая командира молодого капитан-лейтенанта Уоррена..." 19 июня 1917 года возле мыса Бон фон Хеймбург торпедировал и потопил французскую подводную лодку «Ариан». При этом сам он командовал уже подводным заградителем UC-22.
Итого 3 (три) лодки+. Ну, + 3,Х десятых... Как в советских ВВС спервоначалу делили сбитых и «сбитых». О других потопленных фон Хеймбургом кораблях Больных не сообщает. Официально же английскую Е-7 фону не засчитали. Не СССР. Поэтому на U-boot'е прально значатся 3 победы, а не 4, как у восторженного АГ. Остается одна версия (ну не мог же Александр Геннадьевич нагло выдумывать мемуар): у числа 10 777 т надо выкинуть последнюю цифру (7). Водоизмещение Е-20 (670 т), Медузы (250) и Ариан (400) немногим (на медузино) превышает 1077. Шучу, конечно. Просто очепятка. Бирсерг пишет:
цитата:
Флаг турецкий что ли?
Архитектурный стиль набережной впечатляет, и кипарисы. На елки не похожи. По крайней мере - что-то похожее на полумесяц на флаге виднеется.
Отдельно по ним не видел. Но есть капитальные работы Ресслера по немецким ПЛ в целом. Eberhard Rössler Die Unterseeboote der Kaiserlichen Marine (1997) Geschichte des deutschen Ubootbaus (1986) Есть сокращённый английский перевод. До кучи его же Die deutschen U- Kreuzer und Transport- U- Boote (2003)
Сообщение: 2841
Настроение: Вежливый тролль
Зарегистрирован: 19.11.08
Откуда: Эта страна, Город нашенский
Репутация:
11
Отправлено: 15.01.14 18:43. Заголовок: Бирсерг пишет: С эт..
Бирсерг пишет:
цитата:
С этим знаком. Спасибо Эдуарду!
Другого пока нет. Может к столетию войны что-нибудь выпустят. Но и без того Ресслер - сильный автор. С операционкой хуже. Не считая всяких Гайеров и прендергастов, есть только Шпиндлер, но он с грёбанной готикой.
Да не понял я. К 1917 году в Германии поняли, наконец, что на суше им не победить. Потому решили победить на море. Англию, ага. Не связываясь с Гранд-флитом, ага. Да ещё по-быстрому, пока Америка в войну не вступила и окончательно не похоронила немецкие шансы на суше. Этакий блицкриг на британских коммуникациях. Англичане ещё тупили по-страшному. Если бы они конвои ввели хотя бы через месяц. Но они думали целых три. А если бы у англичан была нормальная мина в 1914 году, а не в 1917, то возможно до неограниченной подводной войны дело бы вообще не дошло.
Сообщение: 2886
Настроение: Вежливый тролль
Зарегистрирован: 19.11.08
Откуда: Эта страна, Город нашенский
Репутация:
11
Отправлено: 03.02.14 04:15. Заголовок: Бирсерг пишет: Я к ..
Бирсерг пишет:
цитата:
Я к тому, что это привело к ускорению вступления в войну САСШ.
Немцы это учитывали. У них вариантов-то и не оставалось. На суше они выиграть не могут, мощь союзников рстёт, блокада себя всё более проявляет. Надежда была на то, что Англия сдастся до того, как США мобилизуются и переправят армию на континент. Бирсерг пишет:
цитата:
Дык вроде до октября 1917 г. все равно к 500 тыс. ежемесячно топили, не смотря на конвои...
Это было ниже критического уровня, как по немецким, так и по английским рассчетам. К тому же конвои гарантированный минимум снабжения обеспечивали, и сама конвойныя система расширялась.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 10
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет